Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть
Каждый раз, когда в руководстве мировых брендов происходят значительные кадровые перестановки, это вызывает массу обсуждений среди общественности. Так и в этот раз – на минувших выходных мир моды потрясла новость об уходе с поста креативного директора бренда Balenciaga – Николя Гескьера (Nicolas Ghesquière).
Дизайнер сотрудничал с Balenciaga в течение 15 лет, за годы своей работы он успел поменять концепцию бренда, привнести много новаторских решений в коллекции и сделать стиль Balenciaga особым, узнаваемым.
Официальных причин уход Николя Гескьера пока не разглашается, известно только что на его пост рассматривают нескольких претендентов, в числе которых Joseph Altuzarra, Christopher Kane, Bouchra Jarrar и Alexander Wang.
Чтобы ответить на вопрос, каким будет Balenciaga без Николя Гескьера, нужно просто обратиться к истории и вспомнить, что предшествовало этим событиям.
И, конечно же, невозможно не упомянуть о творце и создателе модного бренда Balenciaga – Кристобале Баленсиаге.
Итак, Испания, конец XIX века – именно тогда, в 1895-ом году, в маленькой рыбацкой деревушке появился на свет будущий революционер в мире моды – Кристобаль Баленсиага (Cristobal Balenciaga).
Отец мальчика был рыбаком, а мать – портнихой. Именно от матери Кристобаль перенял первые навыки шитья. В 12 лет, после гибели отца, Кристобаль с матерью переехали в San Sebastian (испанский город, расположенный в 20 км от Франции). Чтобы хоть как-то свести концы с концами мать отдала Кристобаля в подмастерья к местному портному. Кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы не один случай, произошедший с Кристобалем в скором времени после его переезда.
На тот момент мальчику исполнилось 14 лет. И однажды он увидел маркизу Касса Торрес, выходящую из церкви. Осмотрев её платье, мальчик сказал, что будь у него такая же ткань, он сшил бы не хуже. Маркизу позабавила подобная самоуверенность Кристобаля, но она решила проверить его. Она предоставила Кристобалю ткань и образцы платьев из собственного гардероба. И – результат не заставил себя долго ждать! Кристобаль Баленсиага с блеском выполнил свой первый заказ, пошив невероятное платье для маркизы, которое она ещё долго надевала на различные светские приёмы. Этот случай стал началом не только их плодотворного сотрудничества, но и крепкой дружбы. С помощью маркизы Кристобаль обзавёлся полезными знакомствами и хорошей клиентурой.
Естественно, он понимал, что не может и не хочет стоять на месте, а для дальнейшего развития необходимо иметь талантливого наставника. Поэтому в 1913-ом году Кристобаль поступил на работу к известному испанскому портному Kalle de Hernani. Поработав некоторое время и получив необходимый опыт, Кристобаль решает отправиться в столицу мировой моды – в Париж. Коллекции парижских модельеров восхищали и будоражили сознание юного Кристобаля. Не теряя времени даром, он прошёл обучение у самой Коко Шанель и после вернулся в Испанию, наполненный вдохновением, интересными идеями и смелыми новаторскими решениями.
Изначально Кристобаль Баленсиага решил адаптировать парижский стиль к тенденциям местной моды. Для этого в 1915-ом году он открывает своё собственное ателье по пошиву дизайнерской одежды, которое в 1919-ом получает название Модный дом Balenciaga. Копии парижских моделей одежды имели головокружительный успех среди модного населения Испании. Это позволило Кристобалю в 1933-м году открыть фирменный магазин в Мадриде, а в 1935-ом – в Барселоне.
В 1936-ом году в Испании началась гражданская война. Кристобаль был вынужден прекратить свою деятельность на родине, оставить всё и переехать в Париж.
В Париже ему пришлось начинать свой бизнес с нуля. В 1937-ом году, имея незначительный начальный капитал, Кристобаль, не раздумывая, решает открыть собственный салон на авеню Георга V (престижный парижский квартал).
Чтобы явить свету свою первую коллекцию одежды, Кристобалю даже пришлось влезть в долги. Но, зная, что от успеха коллекции зависит его будущее, Кристобаль работал, не покладая рук. В 1939-ом году плодами его трудов стал выпуск первой коллекции, которая носила название «Инфанты». Именно эта коллекция сделала Кристобаля Баленсиагу знаменитым. В числе его клиенток оказались такие знаменитые персоны, как Марлен Дитрих, Глория Гиннесс, Барбара Хаттон, Ингрид Бергман, Полин де Ротшильд.
Успеху Кристобаля не смогла помешать даже Вторая мировая война. В оккупированном Париже он продолжа работать в том же бешеном ритме, что и до начала военного положения в городе. Даже больше – спустя некоторое время после закрытия бизнеса в Испании, Кристобалю удалось восстановить дело, продолжая создание и реализацию одежды в течение всего военного периода. Существует даже легенда, что модницы из разных стран незаконно пересекали границы линий фронта, чтобы купить платья от Баленсиаги.
Упорная работа кутюрье в военные годы привела к тому, что в 1045-ом году он взорвал мир моды полным изменением женского силуэта: узкая талия и квадратные плечи. Проходит ещё несколько лет и плечи становятся открытыми, появляется глубокий вырез, а талия обретает бОльшую свободу. Эти детали и получили название – революция Balenciaga. Аристократизм, яркая женственность, абсолютное чувство стиля – вещи этого модного дома не могли не стать знаменитыми. Кроме того, начался выпуск элитной парфюмерии – Баленсиага как никто другой умел создать гармонию между телом и одеждой. Он знал, что изысканный аромат – это тот самый финальный необходимый штрих. В 1947-ом году мир увидел его первые духи «Le Dix» (пер. – Десять), название которых навеяно номером дома, где располагался салон Баленсиаги на авеню Георга V. В 50-е года Баленсиага изобретает юбку с запахом и пальто с большим воротником. Отдельно следует сказать о его платьях 60-х гг. Весь модный мир был шокирован, увидев на подиуме платье-мешок. Скрытая женственность, недосказанность и загадка этой вещи настолько потрясли общественность, что она моментально была скопирована многими известными дизайнерами. Платье-туника, не облегающее талию и свободно ниспадающее с плеч, платье-рубашка и платье Baby Doll, похожее на кукольное, с юбкой-колокольчиком, тоже имели эффект разорвавшейся бомбы. Силуэты a la Balenciaga навсегда вошли в историю моды.
Кристобаль отдавал предпочтение свободно скользящим формам, которые задрапировывали фигуру, не обтягивая её при этом, и скрывали все недостатки. Он выбирал материалы, которые хорошо держат форму, например, тонкое сукно и плотный шёлк. Также ввёл моду на блузки без воротника, рукав три четверти, круглый ворот и приталённые лифы. Модели его одежды с каждым годом становились проще, а техника более отточенной.
За модным домом Balenciaga закрепилась репутация самого дорогого, не делающего скидок даже постоянным клиентам, покупающим платья от Баленсиаги в больших количествах. А ведь его клиентками были члены монарших семей – королевы Испании и Бельгии, герцогиня Виндзорская, принцесса Монако – одним словом, женщины, признанные самыми элегантными в мире. Удивительная стойкость перед громкими именами. Вне зависимости от того, хотел он этого или нет, вокруг Баленсиаги всегда собиралось общество, причём самое высшее.
И поэтому полнейшей неожиданностью для всех стало решение кутюрье в 1968-ом году закрыть модный дом Balenciaga. Одно за другим закрываются его ателье в Париж, Мадриде и Барселоне. Достигнув невероятного успеха в мире моды, в возрасте 74 лет, Кристобаль решил отойти от дел. Своё решение он аргументировал нежеланием менять концепцию бренда и идти на поводу у новых веяний модного рынка. Будучи по натуре нелюдимым (за свою жизнь Баленсиага дал лишь несколько интервью), после закрытия своего модного дома Кристобаль вообще стал отшельником. Его последнее появление среди общественности произошло на похоронах Коко Шанель, которая в своё время обучала Кристобаля и дала ему бесценный опыт. Именно Коко Шанель сказала когда-то, подчёркивая универсальность дизайнера:
«Баленсиага – это единственный модельер, который может нарисовать, выкроить, собрать и сшить платье сам – от начала и до конца».
24 марта 1972-го года кавалер Ордена Почётного Легиона, неоспоримый авторитет для всех великих кутюрье, наставник Эмануэля Унгаро, Юбера де Живанши и Оскара де ла Ренты, ушёл из жизни, унося с собой много нераскрытых секретов. Вместе с уходом основателя модного дома начала уходить и популярность бренда Balenciaga. И, несмотря на то, что ученики Кристобаля открывали свои бутики и создавали вещи в стиле Баленсиаги, у самого бренда Balenciaga не нашлось достойного представителя, который смог бы на прежнем уровне продолжать дело великого кутюрье.
В 1988-ом году, с появлением нового руководства, происходит возрождение модного дома Balenciaga – во главе легендарного бренда стали Jacues и Regin Konkier. Креативным директором модного дома они назначили французского дизайнера Michel Goma, который после долгого перерыва представил общественности свою первую коллекцию. В дальнейшем произошло стремительное развитие бренда Balenciaga.
В 1993-ом ведущим дизайнером бренда становится бельгиец Josephus Melchior Thimister, а в 1998-ом – модный дом Balenciaga возглавил Николя Гескьер. Первая коллекция Гескьера практически не собрала зал. Но критики всё же отметили конструктивную точность силуэтов, безупречный крой брюк (самых сексуальных в Европе, как считают сегодня его звёздные клиентки) и бережный подход новичка к наследию марки.
Высокопрофессиональные рекламные кампании и последующие показы привели к тому, что голливудские знаменитости начали одевать у Balenciaga, как это было полстолетия назад. Одежда, создаваемая Гескьером, сама выбирает своих женщин, а не наоборот. Коко Шанель утверждала, что люкс не может быть демократичным, а Гескьер уточнил по этому поводу:
«Люкс – это феномен элиты, это понятие нуждается в защите, оно идёт рука об руку с эксклюзивностью».
Красивый стройный мужчина со стальными нервами и огромным талантом именно таким образом начал править в мире моды. Будучи экспериментатором, Гескьер с успехом продолжил традиции Баленсиаги во всём, даже в профессиональной биографии, которая началась у него так же рано, как и у Кристобаля, с платьев из маминых занавесок и бижутерии из хрустальных подвесок бабушкиной люстры.
«Я занимаюсь модой с 14-ти лет. В прошлом я тратил все каникулы для того, чтобы пройти стажировку в Париже, в студии Agnes b., а затем у культового дизайнера молодых парижан Corinne Cobson».
Позже Николя Гескьер работал помощником в модных домах Alaïa, Montana и Gaultier, поскольку не мог себе позволить в 20 лет иметь собственное ателье. Не прошло и пары лет, как мечта Гескьера частично сбылась – он начал работать в известной компании конца прошлого века Poles. Именно там он смог принимать собственные решения.
«Я рос с идеей, что для осуществления моих собственных желаний не существует никаких ограничений»,
— раскрывает свой секрет Николя. В 23 года он становится самим собой. В это же время Гескьер встречает Мари-Амели Сове, стилиста и консультанта, которая полностью разделяет его представления о моде, свободной от конформизма. Именно она однажды сказала Гескьеру:
«Шевелись, поезжай в Милан, уходи отсюда!»
Амбициозный француз ни на минуту не сомневался в дельности данного ему совета и поехал по указанному адресу. Свободного художника в 1996-ом году пригласили на должность арт-директора модного дома Trussardi. Там ему пришлось работать по законам современной модной индустрии и создавать до 800 моделей в сезон. А год спустя Гескьеру поступило предложение от модного дома Balenciaga. Первый показ Balenciaga под руководством Гескьера в США произвёл фурор. Вся страна, и в частности, одна из самых влиятельных представительниц американской глянцевой прессы редактор Vogue Анна Винтур, стали поклонницами дизайнера и его творчества.
В последнее время Николя Гескьер стал чаще появляться в обществе. Весь мир облетел известный эпизод 2006-го года, когда на фоне кадров Euronews с пылающей Сорбонной молодой и дерзкий кутюрье заявил, что музой Balenciaga может стать любая девушка, носящая одежду этого бренда. Преемник великого кутюрье сделал шаг, на который не отважился его знаменитый предшественник, — он донёс изысканность марки до сознания клиента prêt-a-porte.
Председатель компании PPR Франсуа-Анри Пино сказал:
«Кристобаль Баленсиага был творцом, гением, чей авангардный взгляд на моду повлиял на несколько поколений дизайнеров. Обладая несравненным творческим талантом, Николя Гескьер привнес в Balenciaga собственное видение, дополнившее эстетику Дома».