Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть
Когда повседневные образы перестают быть запоминающимися, однообразие внешнего вида навевает тоску, а слияние с общей безликой толпой людей кажется катастрофой, на помощь придёт этнический стиль. Этника позволяет путешествовать не только по разным странам, но и по разным эпохам.
1. Знакомство с этническим стилем
Одежду с элементами этнического стиля всегда выбирали свободолюбивые, оригинальные личности. Главный плюс этнической одежды в том, что она несёт в массы неповторимые, редкостные и возвышенные флюиды прошлого, в которых олицетворяются легенды, мифы, притчи, сказания, традиции, ритуалы, верования разных народностей. Этнические одежда и аксессуары всегда принадлежат древнему миру, даже если они были сделаны в наше время. Старинные узоры и орнаменты нельзя рассматривать обособленно. Они, словно магические нити, органично вплетаются в наш современный быт. Любой элемент гардероба, который связан с культурой определённой народности, пропитан историей и столетними обрядами и ритуалами.
Стиль этно – один из самых ярких, колоритных и волшебных в современной моде. Он всегда прельщал модниц. Ещё в XVII веке модницы в Европе обратили внимание на моду Востока, которая остаётся востребованной и в наше время – это шали, шаровары, широкие пояса, накидки, вуали, длинные серьги и другие этнические элементы. Но лишь в XIX веке этническая мода полностью заполонила запад. Тогда особую популярность имели индийские сари, японские кимоно, традиционные африканские туники и множество других вещей из разных стран. Очередной бум этнической моды случился в XX веке. В 60-х гг. прогрессивное поколение хиппи, жизненная философия которых выходила за границы общепризнанных устоев, в стремлении найти альтернативные ценности обратили внимание на многовековую историю древних народов Центральной Америки, Африки, Азии, Ближнего Востока. Черпая из культурных пластов старины нехарактерный для европейского цивилизованного общества лёгкий и размеренный подход к жизни, хиппи раскрасили новыми яркими красками многие области жизни человека, одна из которых – мода.
Современная мода тянется к идеальности, доскональности, самосовершенствованию. Чёткие строгие линии понемногу вытесняют свободу силуэта и непринужденность форм. Но модный стиль этно мастерски разбавляет эту строгость и аскетичность. Несмотря на некую противоречивость, на сегодняшний день возвращение к истории придаёт исключительную свежесть и новизну. Недаром говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Мировые кутюрье часто сравнивают одежду в этническом стиле со свежей струёй, которая вливается в моду и насыщает своим появлением современные консервативные коллекции.
2. Исторические предпосылки возникновения в моде этнического стиля
Первым на этнический стиль обратил внимание знаменитый французский кутюрье Yves Saint Laurent. В 1967 году он выпустил африканскую коллекцию. Правда, она показалась модным критикам слишком демократичной, в качестве материалов были использованы пальмовые волокна, солома, лён, из аксессуаров – металлические пояса, деревянные бусы. Революционным было то, что в показе участвовали темнокожие модели. Это сейчас подобным никого не удивишь, а тогда было – в диковинку. Хиппи, которые ввели стиль этно в уличную моду, с удовольствием носили и индийские сари, и ямайские береты, и традиционные африканские рубахи. Конечно, хиппи были абсолютно безразличны к творчеству Ив Сен Лорана, и уж точно не он вдохновил их на подобные эксперименты с одеждой. Скорее, хиппи вдохновили его. Вернее, эти идеи витали в воздухе. Их все улавливали, а такие тонкие натуры, как Сен Лоран опережали остальных. Азия, Африка, Восток – все они стали близки поколению 60-х.
Русская коллекция 1976 года была очень театральной. Ив Сен Лоран включил в неё всё, что знал о России: роскошные, с вышивкой и позолотой кафтаны, широкие юбки с поясом, пёстрые шали, жакеты с пышными рукавами, тесьмой и позументом. Ив Сен Лоран считал эту коллекцию своей любимой. И неудивительно, ведь именно она оказала влияние на историю моды: все, кто носил шапки а-ля рус или боярские кафтаны, являлись последователями Сен Лорана.
Национальные коллекции стали фишкой Ив Сен Лорана. После триумфального «Русского балета» он продемонстрировал коллекции «Испанки Веласкеса», «Китаянки из императорского дворца». Ив Сен Лоран как ребёнок играл в костюмы народов мира. Не он сделал этнический стиль модным, но именно он возвёл в ранг роскоши экзотику в одежде.
Ещё одним экспериментатором, который пошёл по стопам Ив Сен Лорана стал знаменитый японский модельер Kenzo (Кензо Такада). Его родина славится старинными традициями, в том числе – и в одежде. Именно японские традиции вышли на передний план в первых коллекциях модельера. Основой стилевого направления коллекций Кензо стало традиционное японское кимоно.
Тогда, в 70-е гг. коллекции Кензо стали настоящим прорывом в мире моды. Ведь на фоне популярной в ту эпоху облегающей одежды, с узкими плечами и рукавами, объёмные кимоно Кензо выглядели необычно, свежо, по-новому. «Телу нужно пространство», — говорил Кензо. Японцы, по их утверждению, не воспринимают обтягивающую, подчёркивающую формы тела одежду, в такой одежде им тяжело дышать. Объёмная одежда из коллекций Кензо действительно совершила переворот, но этому способствовали исторические предпосылки. Уставшая от нарядного гламура Европа, уже не имела желания выставлять на показ фигуру, она хотела спрятаться от всеобщего обозрения. Стиль, который предложил Кензо, был созвучен настроению нового поколения – поколения 70-х гг.
В своих коллекциях дизайнер использовал не только элементы японского костюма — он обращался к традиционной одежде разных народов мира. Как-то Кензо сказал: «Экзотика – это я сам. Народные костюмы со всего мира имеют много общего – оказывается, их удивительно легко комбинировать». Китайские туники, платья принцесс с картин португальского живописца Веласкеса, вьетнамские длинные блузы-платья поверх брюк, чешские пышные юбки и элементы военной формы королевских гвардейцев – всё эти творения Кензо Такады стали атрибутами стиля богатых хиппи, который с успехом выдержал напор со стороны гранжа, минимализма и нео-классики. Одежда от Кензо служила прямым доказательством, что этника великолепно гармонирует с любыми другими стилевыми направлениями.
Ещё одним гением этнического стиля можно назвать бунтаря моды, модельера Жан-Поля Готье (Jean-Paul Gaultier). Первая коллекция Готье с элементами этники была выпущена в 1976 году. После этого этника не раз сопровождала коллекции французского модельера в его путешествиях во времени и пространстве.
Ещё в детстве Жан-Поль Готье проявлял любовь к искусству кино. Позже всё увиденное он старался воплотить в своих коллекциях, перенести на ткань. Так в коллекции «Пришельцы с Востока» осень-зима 1990-1991 Готье использовал мотивы фильма Эмиля Кустурицы «Время цыган», а также включил свои наблюдения за уличной модой, вдохновение от картин и исторических событий, умело комбинируя разные стили.
Готье превосходно сочетает атрибуты традиционной одежды разных стран, а вдохновение находит в реальной жизни. Например, на создание еврейской коллекции его вдохновили шедшие по улице раввины. Готье включил в коллекцию длиннополые одеяние, жилеты, рубахи навыпуск и маленькие шапочки-кипы. Особенной стала коллекция 1994 г., в которой Жан-Поль Готье смешал элементы национальной одежды Африки и Юго-Восточной Азии: серебряные украшения в стиле этно, пирсинг и топы с имитацией татуировок – надолго стали фетишем в молодёжной моде. Монгольская коллекция осень-зима 1994-1995 продолжила тему этнического костюма. А в 1995 году Готье продемонстрировал мировому обществу коллекцию «Конец века», в которой обратился к одежде уходящего столетия. Готье говорил: «Этника должна стать некой свежей кровью, которая даст новую жизнь всем новым модным направлениям».
В своём творчестве Жан-Поль Готье часто обращался к «культурному номадизму», то есть его модели словно перемешались в пространстве, символизируя кочевников, а художественные приёмы, используемые Готье, легко лавировали по разным областям духовной культуры прошлого и современности. Для Готье характерна эклектика форм и стилей, он гармонично комбинирует между собой моду улиц, народные костюмы, образы киногероев, музыку и живопись. С появлением на модном олимпе Жан-Поля Готье, помимо критериев элегантности, вкуса, изящества появились критерии оригинальности, креативности, фантазии, игры.
3. Разнообразие направлений этнического стиля
Стиль этно привлекает многих людей своей колоритностью, экзотичностью, свободой и множеством вариаций. Этника может быть очень разноплановой. Собственно, сколько разных народностей и культур, столько и направлений стиля этно можно выделить и употребить их атрибуты для формирования индивидуального образа. Рассмотрим основные направления, которые не раз вдохновляли этнического стиля и их основные черты.
Япония
Национальный костюм Японии – кимоно – популярный во всём мире. Его сложная структура позволяет дизайнерам поэкспериментировать с ним. Главная особенность кимоно – оно выделяет только талию и плечи, скрывая остальные части тела. Такой крой обусловлен старинными японскими традициями – эталоном красоты в Японии считалось отсутствие неровностей и выпуклостей, силуэт должен был максимально ровным и плоским. Основными чертами национального японского стиля в моде также являются расписной шёлк, вышитый цветочный орнамент, жакеты-кимоно, туники и рубашки с широкими рукавами, костюмы, напоминающие форму борцов дзюдо, широкие пояса для талии, а также сандалии на высокой платформе.
Китай
Две основных элемента, перекочевавших на подиумы из Китая, — это платья ципао и ханьфу. Платье ципао, доставшееся китайцам от захватчиков-манчжуров в XVII веке, стало прообразом женской национальной одежды. Оно выгодно подчёркивает фигуру и визуально стройнит: слегка свободное в груди, прилегает в талии, с двумя разрезами по бокам. Ципао запахивается, как правило, на правую сторону и имеет воротничок-стойку. Ханьфу – традиционное китайское одеяние, напоминающее халат с запахом и широкими рукавами. Характерные особенности ханьфу – объёмный покрой, при котором рукава соединены с самим платьем в одну часть, а также диагональная застежка. Основными чертами национального китайского стиля в моде также являются платья и блузы с воротником-стойкой, простота фасонов, натуральные ткани, орнаментальная вышивка, изображения тигров, драконов, флористические мотивы, воздушные петли на одежде, сандалии с множеством различных ремешков и застёжек, яркие цвета, чаще всего красный.
Индия
Традиционная женская одежда Индии – сари – шьётся из цельного отреза материи длиной от 4,5 до 9 метров. Сари богато украшают красивыми узорами, вышитыми золотыми или серебряными нитями. В качестве тканей для сари используют хлопок или шёлк самого лучшего качества. Кроме сари, индийский стиль в моде это ансамбли из зауженных или широких брюки и туники, шаровары, короткие топы, складки, драпировки, многослойность, асимметрия в крое через одно плечо, геометрический орнамент, пейсли, богатый декор, множество аксессуаров: ожерелья, кольца, браслеты.
Египет
В течение всего времени существования древнеегипетской культуры, предпочтения египтян в одежде практические не менялись. В одежде использовался простой крой, прямые линии, чёткая геометрия фигур. Мужская одежда состояла из набедренной повязки (схенти) или юбки свободного кроя. Женщины носили тонкие рубашки и полупрозрачные платья, с разрезом почти до пояса. И мужчины, и женщины в Египте дополняли свои наряды множеством разных украшений: браслеты, кольца, диадемы, бусы в несколько рядов. Украшения чаще всего изготавливались из керамики и бронзы. Основными чертами египетского стиля в моде также являются: широкие длинные рубахи, штаны свободного кроя, туники, платья в пол, шёлк, лён, кожа, замша, геометрические узоры, ожерелья из металлических пластин.
Читайте также продолжение статьи «Мода как кругосветное путешествие. Часть 2»