Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

Всем известно, что мода формируется из разных источников, она берёт свое начало не только в дизайнерских салонах, но и на улицах. На моду влияют политика, социальные условия жизни и много чего ещё – всего не перечислишь. Но один из главных источников, формирующих моду наряду с дизайнерами – это искусство (фотография, живопись, скульптура, кинематограф, архитектура). Искусство оказывает большое влияние на эстетическую культуру эпохи, вкусы людей, их чувство прекрасного.

Предлагаю вам взглянуть, как искусство прошлых лет находит отражение в современной моде.

Сторонник сюрреализма и дадаизма Ман Рэй имел собственный взгляд на моду и красоту. Он прославился, как гениальный художник, фотограф и кинорежиссёр. Ман Рэй постоянно экспериментировал с фотоизображениями. Одной из самых известных его работ является фотография «Le Violon d’Ingres» (в переводе – скрипка Энгра). Вдохновлённый картиной «Большая купальщица» (в некоторых источниках «Большая одалиска») Жана Огюста Доминика Энгра, Ман Рэй сфотографировал Алису Эрнестину Прен, более известную, как Кики с Монпарнаса (французская актриса, певица, натурщица), делая акцент на сходстве женского тела с корпусом скрипки.
Для своей коллекции осень-зима 2011-2012 эпатажный французский дизайнер Жан Шарль де Кастельбажак использовал знаменитый силуэт Ман Рэя в качестве принта на платье.

1. Le Violon d’Ingres by Man Ray, 1924
2. Jean Charles de Castelbajac, FW 2011-2012

«The Great Wave off Kanagawa» (в переводе – Великая волна с Канагава) Кацусика Хокусая (японский художник, гравёр, иллюстратор) является одной из наиболее известных в Японии гравюр периода Эдо (время правления клана Токугава). Гравюра на дереве изображает огромную волну, возвышающуюся над казалось бы незначительной горой Фудзи, которая традиционно представлялась, как композиционный центр.
Темой показа Christian Dior Spring 2007 couture стал японизм (отмечавшееся в европейском искусстве влияние Японии). Вдохновлённый делом Пинкертона с Чио-Чио-сан (из оперы «Мадам Баттерфляй», дизайнер модного дома Christian Dior Джон Гальяно изобразил знаменитый принт на подоле белого платья из коллекции.

1. The Great Wave off Kanagawa by Katsushika Hokusai, 1830-32.
2. John Galliano for Christian Dior, Spring 2007 Couture

Известный дизайнер первой половины XX века Йозеф Эмануэль Маргольд был учеником австрийского архитектора Йозефа Хоффмана, одного из основателей венского сецессиона — предвестника функционализма. Маргольд работал с керамикой, пробовал себя в роли художника, дизайнера интерьеров, архитектора, дизайнера ювелирных украшений. Но наибольшую известность ему принесла деятельность в «Венских мастерских» (объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в Вене в 1903 г.). Вышивка Йозефа Эмануэля Маргольда 1907 года символизирует эстетику «Венских мастерских» — резкий отход от модерна, смелые геометрические формы, архитектурная эклектика.
В коллекции Emilio Pucci осень-зима 2013-2014 модельер Питер Дундас продемонстрировал оригинальные принты, в которых чётко прослеживается сходство с эстетикой «Венских мастерских».

1. Emanuel Josef Margold, Wiener Werkstätte textile, 1907
2. Emilio Pucci, FW 2013

Робер Кампен – один из великих фламандских живописцев. Его самые признанные картины – «Мадонна с Младенцем» (находится в Национальной галерее Лондона) и «Алтарь Мероде» (находится в нью-йоркском Музее Метрополитен).
Но британского дизайнера Александра МакКуина вдохновил фрагмент картины Кампена «Раскаявшийся разбойник на кресте». Это фрагмент Маккуин использовал в своей коллекции осень-зима 1997-1998, называвшейся «It’s A Jungle Out There». Он сначала нанёс принт на ткань, затем разрезал его и скроил жакет в лоскутной технике пэчворк.

1. The Thief to the Left of Christ by Robert Campin, 1430
2. Alexander McQueen, FW 1997

Кринолин и турнюр, или, как их ещё называют, улучшители фигуры, пережили две волны популярности в 19-ом веке. Первый «кринолинный» период колебался с конца 1860-х и 1870-е гг. Второй состоялся спустя десять лет в 1880 году. Стальная клетка с турнюром носилась под платьем для создания объёма и поддержки для многочисленных оборок, бантов, и слоёв ткани, которые располагались в задней части модных в 19-ом веке платьев.
Дизайнер Жан-Поль Готье, который часто использует элементы исторических костюмов в своих коллекциях, для своей коллекции осень-зима 2008-2009 couture создал свадебный головной убор, напоминающий кринолин с турнюром. Этим он попытался связать моду викторианской эпохи с современной свадебной культурой, которая также берёт свои корни в 19-ом веке.

1. English Bustle1868, Victoria and Albert Museum
2. Jean Paul Gaultier Bustle Headdress, FW 2008 couture

Семья Филлипс (отец и сын) выпускает графику, которая ассоциируется со скейт- и сёрф-культурой Южной Калифорнии с 60-х гг. и по сей день. Их дизайн украшает большую часть продукции, продаваемой Santa Cruz Skateboards.
Вскоре после показа Jeremy Scott осень-зима 2013-2014 на дизайнера марки посыпался огромный шквал критик из-за того, что принты в коллекции были полностью идентичны ярким гротескным рисункам калифорнийской скейт-компании Santa Cruz Skateboards. Джереми Скотт обвинили в плагиате из-за несанкционированного использования работ семьи Филлипс для Santa Cruz в своей коллекции.

1. Phillips design for Santa Cruz Skateboards
2. Jeremy Scott, FW 2013

В качестве одного из трёх основателей Братства Прерафаэлитов живописец Джон Эверетт Милле создал несколько самых известных образов прерафаэлитов – «Христос в родительском доме» и «Офелия». Но и менее известные картины Милле отличаются изысканным колоритом и мастерством исполнения, особенно портреты, которые пользуются у любителей живописи большой популярностью.
Одну из портретных картин Милле «Подружка невесты» использовал дизайнер Jean-Charles De Castelbajac в качестве принта в своей коллекции осень- зима 2013-3014. Лица девушки не видно из-за большого чёрного креста.

1. The Bridesmaid by John Everett Millais, 1851
2. Jean-Charles De Castelbajac, FW 2013

Находящийся в сицилийской провинции Палермо, кафедральный собор Монреале считается одной из самых больших сохранившихся памяток нормандской архитектуры в мире. Интерьер собора славится изысканными мозаиками на стенах.
Дизайнерский дуэт Dolce & Gabbana часто черпает вдохновение с острова Сицилия. Дизайнеры заплатили дань уважения великолепию собора, включив в свою коллекцию осень-зима 2013-2014 одежду с изображением сицилийского короля Вильгельма II, создавшего собор в честь Девы Марии.

1. Mosaic from the Monreale Cathedral in Sicily, 1170
2. Dolce and Gabbana, FW 2013

Платья из дебютного показа Кристиана Диора в 1947 году отличались силуэтом «песочные часы», свободной юбкой длиною чуть выше лодыжки и отрезной талией. Этот стиль – предшественник знаменитого New Look – стал визитной карточкой модного дома Dior, в дополнение к ассиметричным элементам дизайна, декоративным, а не функциональным кнопкам и ломаной клетке, называемой «гусиная лапка».
Новоназначенный креативный директор Christian Dior Раф Симонс продолжает творить, оглядываясь назад – в прошлое дома Dior. В своей коллекции осень-зима 2013-2014 Симонс использовал ломаную клетку, которая была отличительной чертой диоровского текстиля вначале пути.

1. Houndstooth Dinner Dress by Christian Dior, 1951
2. Houdstooth dress by Raf Simmons for Christian Dior, 2013

Красота Пенелопы Три описывается, как потусторонняя, сама она назвалась свою внешность как-то чужеродной. Пенелопа была прототипом «девочки-веточки» Твигги. Большие глаза и мальчишеская стройность сделали её иконой стиля конца 60-х годов. С Пенелопой сотрудничали самые известные фотографы того времени. Один из них – Ричард Аведон – запечатлел Пенелопу в платье Pierre Cardin в 1968 году.
Знаменитый фотограф современности Питер Линдберг решил воссоздать легендарный образ Пенелопы, выбрав для этой роли модель Жизель Бюндхен в платье Giorgio Armani и ожерелье Roberto Cavalli. Фотография Жизель была размещена в журнале Harper’s Bazaar в 2009 году.

1. Penelope Tree by Richard Avedon, 1967
2. Gisele Bündchen by Peter Lindbergh, Harper’s Bazaar April, 2009

Легендарного модного редактора Harper’s Bazaar, главного редактора Vogue, куратора Института костюма – Диану Вриланд – часто называют императрицей моды. Влияние Вриланд на модную индустрию неизмеримо. Именно она ответственна за первое появление девушек в бикини в модных фотосессиях, именно ей обязана своей блестящей карьерой известный модный фотограф Луиза Даль-Вульф. Диана поспособствовала продвижению в модной индустрии многих знаменитостей, представив их в роли моделей для журналов, в их числе – знаменитая актриса Лорен Бэколл.
В рамках празднования карьеры госпожи Вриланд актриса Сара Джессика Паркер перевоплотилась в модного редактора на фотографии Питера Линдберга для журнала Harper’s Bazaar в 2009 году.

1. Diana Vreeland by Louise Dahl-Wolfe, 1942
2. Sarah Jessica Parker by Peter Lindbergh, Harper’s Bazaar March, 2009

Знаменитый декоратор в компаниях Bonwit Teller и Tiffany & Co, фотограф Gene Moore также снимал для журнала Vogue в 1953 году.
Фотографию Мура 1953 года, на которой запечатлена девушка, притягивающая мужчину магнитом, воссоздал Tim Walker в 2008 году в журнале Vogue UK. Tim Walker часто воспроизводит известные фотографии, добавляя свою подпись оригинального стиля в общую композицию. В этой версии женщина притягивает огромным магнитом не только мужчину, но и другие металлические предметы.

1. Gene Moore, 1953
2. Tim Walker, Vogue UK December, 2008

Фотограф Мелвин Сокольский уже в 25 лет продемонстрировал общественности свои самые известные фотографии из фотосессии «Bubble» для журнала «Harper’s Bazaar». На этих чёрно-белых кадрах модели плывут в прозрачных шарах над улицами Парижа. В 1963 году, когда никто ещё не знал о фотошопе, это была невероятная инновация и сенсация, никто прежде такого не делал. Глядя на сюрреалистические фантастические работы фотографа Мелвина Сокольского, испытываешь восхищение от игры с пропорциями.
В 1963 году Мелвин сделал серию фотографий с моделью Iris Bianchi для журнала Harper’s Bazaar. Модель запечатлена на огромном стуле. 47 лет спустя фотограф Марк Селиджер сделал фото актрисы Деми Мур, использовав идею своего предшественника.

1. Melvin Sokolsky, Harper’s Bazaar 1963
2. Mark Seliger, Harper’s Bazaar April, 2010

Эстетика творчества художника Амедео Модильяни выражается в некой отвлечённости субъектов на картинах, лица у них, как маски. Такой стиль родился у Модильяни под влиянием его увлечения африканской скульптурой, её грубовато-простыми, но выразительными формами и удлинённой линией силуэта. В 1919 году Модильяни нарисовал портрет польки Лунии Чеховской, картина получила название «Женщина с веером». Два года назад это произведение было украдено из Музея современного искусства в Париже.
Знаменитый фотограф Питер Линдберг, вдохновившись этой картиной Модильяни, в 2008 году снял актрису Джулианну Мур для журнала Harper’s Bazaar.

1. Woman with a Fan (Lunia Czechowska) by Amedeo Modigliani, 1919
2. Peter Lindbergh, Harper’s Bazaar June, 2008

Американский живописец Джеймс Эббот Макнил Уистлер написал «Композицию в сером и чёрном №1», более известную, как «Мать Уистлера» в 1871 году. Картина была представлена на выставке в Лондонской академии искусств в 1872 году, но была отклонена Академией. Успех к ней пришёл лишь 19 лет спустя, когда картину приобрели для Musée du Luxembourg в Париже в 1891 году.
Сегодня картина «Мать Уистлера» служит символом материнства и семейных ценностей, на неё часто ссылаются в поп-культуре. Для рекламной кампании Christian Louboutin осень-зима 2011-2012 фотограф Питер Липпман воссоздал несколько наиболее исторически известных произведений искусства, среди которых и «Мать Уистлера», которая держит в руках обувь с легендарной красной подошвой.

1. James Abbott McNeill Whistler, Whistler’s Mother, 1871
2. Peter Lippmann for Christian Louboutin, 2011

 

Читайте также продолжение цикла статей «Мода и искусство: взгляд в прошлое» Часть 2 и Часть 3.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *